Андрей ЗАБОЛОТСКИЙ

Попытки активизации действий по стимулированию рынка ГМТ, похоже, будут продолжены: в прошедшем 2018 году Минэнерго подготовило программу развития рынка газомоторного топлива до 2024 года.


В связи с этим в РБК отметили, что в министерстве рассчитывают получить из бюджета на реализацию проекта почти 175 млрд. рублей. Эти средства должны пойти на субсидии нефтегазовым компаниям, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного и коммунального транспорта и т.д.

Главными целями, заявленными в концепции документа, станут увеличение количества газовых заправок в 4 раза и продаж газа на них – в 5 раз. Отмечается также, что в подготовке программы поучаствовали Минпромторг и Минтранс.

В Минфине, кстати, к появлению этой программы отнеслись вполне предсказуемо, отметив, как и положено блюстителям государственной казны, что ее финансирование пока не согласовано и на развитие ГМТ в бюджете таких денег нет. Впрочем, дополнительно всё же было озвучено, что положения данного документа будут рассматриваться в течение 2019 года.


Цели ясны – дело за господдержкой
Полную поддержку программа получила, конечно же, у российских производителей транспортных средств на газе и поставщиков соответствующего оборудования. В очередной раз была упомянута важность государственной поддержки отрасли. Да и основной обобщенный посыл этих заявлений тоже был не нов: выделение необходимых субсидий на столь долгосрочный период поднимет отрасль (возрастет количество заправок, ощутимо снизятся цены на ГМТ-автотранспорт и т.п.), даст новый импульс для ее дальнейшего развития.

А вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева, например, отметила, что принятие концепции предложенной Минэнерго, позволит основательно обновить парки двухтопливной (использующей бензин и газ) техники. Долгосрочность этой программы, по ее словам, явно предпочтительней ежегодно принимаемых программ: каждый раз, перед принятием очередной программы на год, происходит торможение развития рынка.

Очень привлекательно для представителей отрасли, заметим, выглядит и обещаемый министерством эффект от реализации программы: предполагается, что рынок сбыта газа для транспорта внутри страны возрастет в пять раз: с 685 млн. куб. м. в 2018 году до 3,8 млрд. куб. м. в год к 2024 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1,4 тысяч газовых заправок.

Отдельно рассматривается и оптимистичный сценарий, по которому к 2030 году ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд. куб. м в год, а рост автопарка использующего газ – до 700 тыс. единиц.

Но и это еще не всё – в документе предусматриваются компенсационные меры, снижающие на 30-40% затраты компаний, которые будут строить заправки, и дающие возможность сократить убытки заправок в первые три года их работы, а также снизить сроки окупаемости до 7-8 лет.

При расчетах энергетики исходили из следующих данных: стоимости одной заправки на сжиженном природном газе – криоАЗС – 150 млн. рублей и стоимости автомобильной газонаполнительной компрессорной станции – АГНКС – 160 млн. рублей. В итоге получилось, что на установленный срок – с 2019 до 2024 года – на эти цели потребуется 40 млрд. рублей. Предполагается, что и Минпромторг «выложит» около 68 млрд. рублей на развитие парка ГМТ-транспорта: для производителей автотранспорта на газомоторном топливе планируется выделение 10 млрд. рублей ежегодно в течение пяти лет. Не забыли, конечно, и о пропаганде (тема нынче актуальная) преимуществ использования природного газа на транспорте. В программе на это, безусловно, важное и нужное дело отводится 1 млрд. рублей.

Для того чтобы представить и оценить те свершения, которые на шестилетний период заложены в планах преобразования ГМТ-отрасли, имеет, пожалуй, смысл ознакомится с газовой статистикой и проектами двух ведущих российских компаний «Газпрома» и «Роснефти».

По данным Росстата, в 2017 году в стране было 323 заправки на компримированном газе (АГНКС), 22 заправки с криогазом и ни одной на СПГ. Из них компании «Газпром газомоторное топливо», входящей в состав «Газпрома», принадлежит 281. В 2017 году на этих заправках было реализовано 526 млн. куб. м газа. Цена1 куб. м. метана на АГНКС компании составила в среднем 15 руб. Для сравнения – средняя стоимость бензина в столице, по данным Московской топливной ассоциации на середину ноября, составляла приблизительно 46 рублей за литр.

И в планах «Газпрома» на 2020 год, судя по заявлению главы совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова, иметь на территории России 500 газозаправочных станций.

Здесь стоит напомнить, что еще в 2013 году Зубков сообщал о намерении компании вложить 241 млрд. рублей в строительство 2,5 тысяч газовых заправок до 2030 года. Что ж, намерения благие, и в запасе еще 11 лет. Да и почему, собственно «не замахнуться», ведь «Газпром» – монополист на отечественном газовом рынке.

Довольно активно развивает свою газовую программу и «Роснефть»: в сентябре 2018 года на Восточном экономическом форуме компания подписала с китайской Beijing Gas соглашение о создании совместного предприятия для строительства в России АГНКС и заправок на СПГ. И к 2028 году в рамках этого проекта планируется ввести в эксплуатацию 170 газовых заправок.

В общем, у всех ведущих газовых и нефтяных российских компаний свои программы и проекты. И сеть заправок в них расширяется, переваливая за сотни и даже тысячи единиц, правда, пока только в заявлениях их руководителей. Впрочем, справедливости ради, заметим, что все-таки понимание необходимости «прорыва», а проще – дел реальных, у них присутствует.

И вполне уместным здесь будет одно из высказываний генерального директора компании «Газпром газомоторное топливо» Михаила Лихачева:
- «Газпром» сегодня является основным инвестором в развитие газозаправочной инфраструктуры, строя ежегодно по 25-30 новых объектов. Однако этого недостаточно для прорыва в развитии рынка газомоторного топлива. Необходимы прямая финансовая поддержка инвесторов государством, а также планомерные шаги государства по стимулированию спроса на ГМТ, в том числе переход на ГМТ бюджетной сферы, общественного транспорта.


Вкладывайте – окупится и воздастся
О том, что необходимо сделать и предпринять, чтобы отрасль развивалась нормально, прекрасно знают все – и чиновники, и руководители ВИНКов, и производители оборудования и техники для транспорта на ГМТ и газовых заправок. Рецепт прост, но в российской действительности оказывается почему-то сложным в исполнении.

И отладить то надо всего две «ключевые» составляющие. Первая – опережающее развитие заправочной инфраструктуры, обеспечивающей доступность заправки, с государственным софинансированием строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и заправок на сжиженном природном газе (криоАЗС). Вторая – расширение ассортимента техники, работающей на природном газе.

Здесь, на наш взгляд, стоит добавить, что оборудование и техника для транспорта и заправок должна быть надежной и качественной, и, главное, просто быть в России. Казалось бы, не вопрос, но дело в том, что он до сих пор остается одной из нерешаемых, перекочевывающих из года в год, проблем, и тема отсутствия современного технологичного оборудования, так или иначе, затрагивается на всех отраслевых совещаниях и конференциях.

Правда, последнее время кое-какие положительные сдвиги в этом направлении наметились. Недавно, например, на GasSuf 2018, в процессе общения с некоторыми представителями крупных отечественных и зарубежных производителей в сегменте компрессорного и газобаллонного оборудования выяснилось, что новые продукты в серийных линейках этих предприятий пользуются хорошим спросом у владельцев АГНКС и автопарков на ГМТ в России. И обусловлено это, по мнению собеседников, прежде всего тем, что на российском газовом рынке действительно отмечаются перемены. И в первую очередь, наметившиеся положительные сдвиги приходятся на сегмент автотранспорта на ГМТ и предназначенного для него оборудования. Во многом этому способствуют и госпрограммы, направленные на увеличение количества муниципальной, коммунальной техники, работающей на ГМТ. Так что перспективы продвижения данного оборудования на российском рынке сегодня выглядят многообещающими.

Информация обнадеживающая, но проблем почему-то меньше не становится. И одна из самых серьезных – это весомые затраты на то же переоборудование парка, закупку оборудования и техники для сервисных станций и заправочных структур.

Но, как говорится, из любой, даже самой критической ситуации, при желании можно найти выход. И попытки его поиска не прекращаются. Как всегда, в таких ситуациях, по одну сторону – скептики, по другую – не то чтобы оптимисты, но уверенные в том, что если последовательно выполнять определенные установки, то положение дел можно поменять с минуса на плюс.

Видимо поэтому дискуссия на эту актуальную тему на последней конференции «Газомоторное топливо: инфраструктура 2018», собравшей ведущих аналитиков и специалистов отрасли, получилась такой острой.

Мнение тех, кто полагает, что затратность строительства тех же дорогостоящих заправок можно снизить, избежав запредельных сроков и трат, пожалуй, наиболее коротко (но, заметим, не бесспорно) сформулировал директор по развитию компании «Парма-Генерация» Максим Шикунец.

- Для газомоторной техники, – заявил эксперт, – следует на три-пять лет отменить все налоги и плату в рамках системы «Платон», ввести длительные государственные контракты на закупку услуг, оказываемых техникой, работающей на природном газе, на срок от трех до пяти лет.

Эти преференции вкупе с рядом необходимых мероприятий для улучшения ситуации в отрасли будут способствовать росту потребления газомоторного топлива, сократят потребность в производстве бензина и дизельного топлива, остановят рост стоимости моторных топлив.

Развитие сети, тем более, таких заправок как АГНКС – штука, понятное дело, дорогостоящая. И, по мнению старшего консультанта VYGON Consulting Александра Былкина, установка их, например, на региональных трассах нерентабельна – они просто будут неокупаемыми.

- Небольшую газовую заправку на компримированном газе можно построить в 3–5 раз дешевле, заправка же на СПГ, скорее всего, обойдется дороже 160 млн. рублей. Проблема в том, что слишком мало транспорта на газе, который мог бы там регулярно заправляться. И объемы продаж газа не окупают эксплуатацию таких крупных заправок даже с учетом того, что дизель и бензин существенно дороже, — отметил аналитик.

Здесь стоит привести небольшую справку: срок окупаемости капитальных затрат на строительство станции (АГНКС) сегодня составляет порядка 12 лет.

Так что дискуссии дискуссиями, но все просто и понятно – получается, что строить их и дорого, и к тому же (по мнению некоторых представителей отрасли) просто невыгодно.

Однако, конечно же, есть и те, кто считает, что если государство компенсирует хотя бы 30% затраченных на строительство АГНКС средств, то это, безусловно, сработает на увеличение сети таких заправок.

Получается, что вся надежда у отраслевых «оптимистов» только на то, что программа развития рынка газомоторного топлива, подготовленная Минэнерго, будет поддержана в правительстве и утверждена президентом. Последний, кстати, этим летом, в очередной раз напомнил, видимо, в преддверье нового этапа перевода автотранспорта на газ:

- Для нашей страны и для многих других стран мира первичным источником, гораздо более экологичным, является газ.
Источник:transler.ru