Мы обратились к президенту Национальной ассоциации перевозчиков нефтепродуктов Антону Антонову с просьбой ответить на наши вопросы о сложившейся ситуации на отечественном топливном рынке.


- Каково Ваше мнение как президента Национальной ассоциации перевозчиков нефтепродуктов и как эксперта в области перевозок в целом, о нынешней топливной ситуации в стране?
- Топливо – один из наиболее крупных факторов затрат на транспорт. То, что происходит на рынке со стоимостью топлива, не может не отразиться на тарифах, на самой отрасли и её тенденциях.

Что касается стоимости топлива, то тут я вижу два момента. Рынок сейчас имеет тенденцию по увеличению стоимости топлива на стеле и в мелком опте. И есть еще одна часть, о которой не принято говорить – снижение скидок ВИНКами для крупнейших перевозчиков. Эти скидки существовали всегда, их давали такие компании, их дочерние структуры «РН-Карт», «Ликард», «ГПН-КП». Верхняя часть того что мы видим – увеличение цен, нижняя часть – не просто снижение скидок, а практически полное их исчезновение. С февраля-марта и до ноября этого года скидки полностью ушли. Причина в том, что выгода от продажи топлива на экспорт в этом году значительно выше и топливо ушло на экспорт. На внутреннем рынке искусственно создалась ситуация при которой цены на топливо должны расти.

Но все эти компании понимают, что стоимость не может быть настолько выше – это создаст определенную социальную напряженность. Компании попытались увеличить цены, рынок на это живо отреагировал. Но этим компаниям надо продолжать зарабатывать, надо получать деньги от продажи на внутреннем рынке. Соответственно для этого все они очень быстро, друг за другом стали убирать скидки. А скидки на рынке были очень существенными – до 10 процентов от стоимости стелы для крупных потребителей, в том числе больших сетей, перевозчиков различных отраслей.

И получается, что с одной стороны ВИНКи решили вопрос заработка – убрали скидки, получив дополнительные деньги. С другой – они чуть-чуть увеличили цены, поскольку настолько насколько надо было их увеличить, цены подняты не были. И тут же эти цены начали обсуждаться везде, в том числе на уровне правительства. Ясно, что так оголять внутренний рынок просто невозможно. Это инструмент очень цивилизованный, но который может очень сильно ударить. И возможно, что на нашу страну этот метод – зависимость экспортного нэтбека от внутреннего, то есть всё продавать на экспорт, а внутри рынок оголять – не должен сильно распространяться.

Так что я думаю что нынешняя ситуация исправится. Причем стоимость топлива на стеле на сегодняшний день в любом случае поднимается. И даже если цены увеличились, то это возможно от того, что изменился сезонный вид топлива.

Конечно, в следующем году мы однозначно увидим тенденцию к увеличению стоимости топлива. Но меня как крупного перевозчика, как главу ассоциации, которая отвечает за крупные перевозки, больше интересует не сама стоимость топлива, эту стоимость можно всегда вложить в тариф. Меня больше интересует величина скидок от крупных компаний, которые эти компании дать нам. Ведь объем выборки небольшим перевозчиком может составлять 10-30 тысяч в месяц, они и услуг могут выполнять немного, они и налогов платят немного. А если это крупный перевозчик, то он имеет и другую форму собственности, и налогов платит больше, и ответственность несет и административную, и уголовную, то есть его риски намного больше. Конечно, хотелось бы, чтобы для крупных компаний-перевозчиков, подчас выполняющих социально значимые контракты для государства, ВИНКами предоставлялись значительные скидки в сравнении с другими, более мелкими игроками на рынке и чтобы это как-то регулировалось на уровне государства. В истории уже были моменты, когда эти скидки от компании минимизировались. Но никогда не было такого чтобы эти скидки уходили полностью и эти компании, которые предоставляют топливные карты и скидки, еще и брали деньги с перевозчиков на обслуживание этих карт – 0,5-1,5%. В итоге перевозчик получает по картам цену выше на 0,5- 1%, чем при заправке на любой АЗС. Эта ситуация на сегодняшний день просто уникальная.

Хотелось бы, чтобы крупные игроки до такой ситуации не доводили, чтобы государство каким-то образом регулировало эти отношения. Потому что хоть сырьевые ведомства и говорят, что независимые коммерческие компании ведут свою деятельность, не отчитываясь перед ними, всё равно это не так. Потому что еженедельно и ежемесячно проходят так называемые «штабы» в Минэнерго, куда представители всех этих компаний приезжают и обсуждают ситуацию по ценам.


- Вы считаете реальным изменение ситуации в сторону новых скидок или это просто одна из вероятностей?
- Я считаю эту ситуацию однозначно вероятной – как только изменится ситуация с экспортной выручкой, с экспортными нэтбеками в обратную сторону, что мы сейчас уже можем наблюдать. Просто совпали несколько факторов. И сезонное увеличение цены (зимнее топливо), и та напряженность, которая сейчас есть. То есть мы сейчас не видим быстрых результатов того что происходит в отрасли под пристальным взглядом правительства, но вполне вероятно, что в следующем году эти скидки понемногу начнут возвращаться. Не сразу до тех величин, которые мы видели в начале этого года и в прошлом году, но эта тенденция стопроцентно будет. В противном случае, во-первых, социальная напряженность в отрасли не снизится. Во-вторых, само существование таких дочерних структур в крупных официально интегрированных компаниях, которые предоставляют топливные карты, само существование таких компаний ставится под сомнение – чем они будут заниматься? Если они не могут предоставить скидки, то услуги, которые они предоставляют (цена на стеле плюс сбор) в ближайшее время, как только отрасль придет в себя, будут не востребованы.

Но надо хотя бы дождаться итогов года, надо дождаться вероятного изменения акциза с января будущего года, понять какую ценовую политику приняли те компании по топливу с началом года и уже весной, максимум летом, я думаю, начнется процесс по началу предоставления скидок крупным перевозчикам. Это моё мнение. Но возможно в следующем году отрасль еще не будет к этому готова. Однако риски того, что отрасль будет постоянно поднимать этот вопрос, будет недовольна, риски увеличения провозных тарифов, будут всё больше и больше будоражить этот рынок. Если не решить вопрос с топливом, то он будет вопросом номер один не только в этом году, но и в следующем. Я думаю, что крупнейшие ВИНКи это понимают.


- Что бы Вы посоветовали как обычному обывателю за рулем, так и профессионалам отрасли? Как им экономить в сложившейся ситуации на топливе и возможно ли это? Могут ли сыграть им на руку топливные карты других компаний, не ВИНКов?
- Дело в том, что такие топливные компании на сегодняшний день тоже не смогут предложить вам условия, которые будут сильно отличаться в лучшую сторону от предоставляемых напрямую крупнейшими ВИНКами. Скорее всего, эти условия будут хуже, и вы всё равно будете платить дополнительные деньги. Философия компаний, которые предоставляют такие услуги, заключается в удобстве использования топливной карты и за это они берут деньги. Они предоставляют одну карту, по которой перевозчик может заехать на заправки как независимых АЗС, так и крупных ВИНКов. То есть перевозчик не думает где взять топливо, это удобно, но за это необходимо платить деньги. И сейчас действующие продукты не позволят перевозчику экономить, а тем более существенно экономить, не говоря уже о том, чтобы экономить больше денег, чем, если бы эти перевозчики пользовались картами напрямую от крупных производителей. Я, честно говоря, пожелал бы перевозчикам на сегодняшний день ситуацию по топливу не обострять, возможно, скорректировать на зимний сезон свою тарифную политику до лета следующего года и все-таки дождаться каких-то положительных тенденций по предоставлению скидок со стороны компаний. Потому что на эту проблемную тему обратило внимание правительство. Имеются и другие статьи затрат, которые немаловажны для перевозчиков, и которые отходят сейчас, в связи с топливом на второй план, но именно они в определенный момент могут быть важнее для перевозчиков, чем цена топлива. Это и штрафные санкции, и «Платон», и установка ГЛОНАСС, и тахографы. Всегда можно скорректировать тариф на свои услуги и компенсировать стоимость топлива. Ведь увеличение цены топлива на 5% не означает увлечения тарифа в два раза.


- То есть и рядовому водителю и профессионалу в данной ситуации нужно ждать?
- Да. Я думаю, что обычный потребитель, который владеет собственным транспортным средством, будет вынужден заправляться тем качественным топливом, которое есть у нас на заправках крупных производителей. Возможно, они смогут сделать для физических лиц какие-либо программы лояльности на этот период. А дальше нужно выбирать – нужен ли такой транспорт с нынешней стоимостью, или переходить на альтернативные ресурсы перемещения или на другой транспорт, который позволит не иметь таких затрат.

Что касается юридических лиц, здесь с одной стороны сложнее, с другой – проще. Моё мнение состоит в том, что эту ситуацию надо пережить. Такие ситуации были и раньше, пусть и не такие критические. Надо, пережив эту зиму, дождаться нового сезона и возобновления данных программ лояльности для юридических лиц от крупных производителей нефтепродуктов.

Беседовал Вадим Попов
Источник: transler.ru