На третьей ежегодной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», прошедшей 2–3 октября в Москве, обсуждались самые актуальные проблемы отрасли.
Развертывание автоматической системы весогабаритного контроля (АСВГК), регулирование рынка грузовых автоперевозок и цифровизация транспортно-логистической отрасли вошли в число главных тем III ежегодной конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», прошедшей 2–3 октября в Москве.
Все эти, а также некоторые другие важные вопросы, волнующие участников рынка грузовых перевозок, активно обсуждались участниками очередного профессионального форума. Ежегодную конференцию, организованную компанией ATO Events и деловым порталом ГиД, посетили почти 250 делегатов.
АСВГК
Первая из сессий, посвященная теме развертывания АСВГК, обозначила характер и масштаб проблемы сохранности автодорог в нормативном состоянии.
Генеральный директор РАДОР Игорь Старыгин напомнил, что, по последним данным, нормативам в России соответствует 78% дорог федерального значения и лишь 43% — регионального.

При этом только в 2017 году из бюджета страны на дорожную деятельность было направлено 1,5 трлн руб., в то время как ежегодный ущерб автодорогам от проезда тяжеловесного транспорта составляет более 2,6 трлн руб. При этом с недобросовестных перевозчиков удалось взыскать в прошлом году в качестве штрафов лишь 0,9 млрд руб. «Это несопоставимые суммы», — констатировал докладчик.
Ежегодный ущерб автодорогам от проезда тяжеловесного транспорта составляет более 2,6 трлн руб.
Как следует из доклада главы РАДОР, на федеральных трассах сегодня функционируют 73 пункта ВГК, из которых 17 работают в полностью стационарном автоматическом режиме и еще 8 являются передвижными «автоматами».
Что касается дорог регионального значения, то в 68 субъектах РФ на сегодня функционируют 76 стационарных пунктов ВГК и 258 передвижных весов. При этом 51 пункт (в 16 регионах) работает в автоматическом режиме. В ближайшей перспективе, добавил Игорь Старыгин, стоит создание 169 пунктов ВГК в 35 регионах.
«Дороги у нас разрушаются и деградируют. Это наша общая задача — вести борьбу с недобросовестным и перевозчиками», — констатировал глава РАДОР.
По примеру «Платона»
Со своей стороны заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов указал на то, что на некоторых участках федеральных автодорог с нарушениями ВГК передвигается треть (35%) большегрузов. Рекордным стало зафиксированное нарушение, когда масса автомобиля составила 125 т.
Представитель Росавтодора напомнил, что создаваемая в стране АСВГК включит в себя почти 400 контрольных пунктов. Идею с передачей в частные руки задачи по развертыванию и последующему управлению данной системой он назвал удачной. «Я думаю, это будет очень правильно, и пример системы «Платон» это подтверждает. Государство снимет с себя всю головную боль по созданию АСВГК. Но при этом будет по полной спрашивать с концессионера по результатам ее работы», — заявил Дмитрий Прончатов.

О готовности взять на себя создание АСВГК оператор «Платона» — компания РТИТС заявила этим летом. Ее генеральный директор Антон Замков рассказал, что компания готова полностью включиться в работу по данному проекту — сразу, как только заявка будет одобрена. «Уже сегодня мы можем предоставить под решение данных задач как минимум 102 рамные конструкции. Еще 100 можем установить очень быстро. Первую очередь строительства АСВГК можем закончить к 2020 году», — заявил он.
Топ-менеджер добавил, что РТИТС также готова обеспечить работу новой системы на территории всей страны. «Мы гарантируем работу новой системы по всей России», — подчеркнул руководитель.
Что касается финансовой стороны, то, по словам Замкова, в РТИТС готовы реализовать данный проект через схему долгосрочного концессионного соглашения и без привлечения госфинансирования.
«Мы гарантируем работу новой системы по всей территории России».
Резюмируя обсуждение темы АСГВК, представитель Минтранса Григорий Волков заявил, что главная задача для властей при развертывании системы — «добиться доверия перевозчиков». Одновременно чиновник подтвердил готовность профильного министерства подключиться к проведению проверки действующих в стране комплексов АСВГК совместно с ассоциацией «Грузавтотранс».
Регулирование отрасли
Еще одной актуальной темой, волнующей бизнес, стало обсуждение форм регулирования отрасли. Лицензирование грузовых автоперевозок было отменено в России в 2005 году, однако сами участники рынка чувствуют и понимают необходимость упорядочивания работы рынка.
Открывая сессию, Ирина Новикова из российского офиса GEFCO, одной из ведущих экспедиторских компаний страны, выделила две существующие проблемы: закрытость рынка (отсутствие реальных подтвержденных данных по составу его участников) и его деление на «белых» и «серых» участников.
Деятельность «серых» перевозчиков, по ее словам, является для рынка большой головной болью. Спикер пояснила, что представители малого бизнеса в основной своей массе уклоняются от уплаты налогов.
Деятельность «серых» перевозчиков загрязняет рынок и препятствует его «обелению».
«Те, кто находится в «серой» зоне, всячески оптимизируют налоговые схемы и свою деятельность. Они пренебрегают своими обязанностями по обслуживанию транспорта, по страхованию ответственности, за счет чего удешевляют стоимость своих услуг. Именно они загрязняют рынок и препятствуют его «обелению», — посетовала Ирина Новикова.
Стоит отметить, что этой же проблеме — исчисления и уплаты НДС участниками отрасли — была посвящена отдельная дискуссия, связанная с вопросами налогообложения. В ходе последней эксперты сошлись во мнении, что участникам отрасли грузовых автоперевозок имеет смысл перенять опыт из агропромышленного комплекса, где была подписана Хартия АПК (о налоговой добросовестности участников данного рынка).
В целом, констатировала эксперт, внутренний рынок перевозок дискредитировал себя и «требует вмешательства со стороны государства».
Топ-менеджер GEFCO выделила три основные формы госрегулирования. Прежде всего это нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение безопасности — через соответствующие законы, указы, постановления и акты. Вторая часть методов заключается в ограничительных мерах: регулирование рынка посредством лицензирования, сертификации, квотирования, выдачи разрешений. И наконец, третий вид представляет собой финансово-экономические меры: налоги, тарифы, санкции и штрафы. «Особенно сильно в последние годы чувствуется прессинг со стороны налоговых органов», — заметила Ирина Новикова.
Одним из вариантов упорядочивания рынка, по мнению спикера, способно стать создание официального российского реестра перевозчиков. Именно он может служить ограничительной мерой к допуску представителей бизнеса на осуществление услуг грузовых автоперевозок.
«Требуется создание дополнительных порогов и барьеров для выхода компаний на рынок. Цель — повысить безопасность, качество и экологичность транспорта. И это будет обеспечивать защиту интересов других участников рынка — заказчиков данных услуг. В моем понимании, создание такого реестра может служить выходом», — пояснила представитель GEFCO.
«Требуется создание дополнительных порогов и барьеров для выхода компаний на рынок. Цель — повысить безопасность и качество».
Одновременно, по словам Новиковой, необходимо обеспечить совместимость реестра с прочими существующими электронными базами: налоговой, «Платоном» и т. д., что поможет в том числе поддерживать актуальность данных в реестре. Сами компании, добавила она, могут как попасть в реестр, так и выбыть из него «при осуществлении должного контроля» и «если возникнут на то соответствующие причины».
То есть фактически подобный национальный реестр и будет служить такой системой допуска, о которой много говорят участники рынка, — следовало из выступления спикера. Сам реестр, по мнению Ирины Новиковой, должна вести госструктура. Данную позицию разделили и другие участники дискуссии, включая президента «Итеко» Евгения Бабаева и Кондратия Гайкевича, директора Jenty — одной из ведущих транспортно-логистических компаний СНГ.
Цифровизация
В свете провозглашенного в стране общего курса на цифровизацию экономики и текущих мировых трендов в транспортно-логистической отрасли важной темой стало обсуждение электронного документооборота, в том числе в отношении перспектив, необходимости и преимуществ перехода участников рынка грузоперевозок на использование электронных транспортных накладных (ЭТН).
Напомним, что в нынешнем году Минтрансом страны был разработан проект постановления правительства России, регулирующий внедрение ЭТН в сфере грузовых автоперевозок. А в феврале этого года наша страна официально узаконила применение данного типа транспортных накладных при осуществлении международных грузовых автоперевозок.
Заместитель генерального директора АСМАП Валерий Алексеев рассказал, что в настоящее время законопроект, регулирующий внедрение ЭТН при осуществлении внутрироссийских грузовых автоперевозок, находится на доработке.
Компания вполне успешно использует ЭТН при осуществлении внутренних перевозок между дочерними предприятиями.
В то же время представители рынка, принявшие участие в дискуссии, рассказали о своем первом опыте по реальной практике использования ЭТН. Так, представитель GroozGo Оксана Погодаева раскрыла подробности первой в стране тестовой автомобильной грузовой перевозки с использованием ЭТН, проведенной в апреле.
В свою очередь замдиректора компании «Сельта» (транспортное подразделение розничной торговой сети «Магнит», оператор крупнейшего автопарка большегрузов в стране) Роман Юников рассказал о положительном опыте использования ЭТН при осуществлении внутренних перевозок между дочерними предприятиями ритейлера. По его словам, компания вполне успешно использует ЭТН, несмотря на некоторую спорность такого решения с законодательной точки зрения.
«В случае возникновения каких-либо трудностей в общении с представителями ГИБДД наши специалисты оперативно связываются с ними по телефону и решают все вопросы, доказывая юридическую возможность использования такого вида документов. В крайнем случае выезжают на место», — сообщил руководитель.

Транспортный оператор Traft также приступил к использованию (параллельно с обычными бумажными версиями) электронных накладных — правда, пока лишь в границах Москвы. «Очевидно, что переход на цифровой документооборот поможет бизнесу стать более прозрачным, быстрым и снизит его затраты», — выразил свою убежденность коммерческий директор Traft Андрей Савин.
Своего рода итог обсуждению данной темы подвела представитель ФНС России Ольга Ларина. По ее словам, от перехода на ЭТН в итоге выиграют все стороны — не только перевозчики и грузовладельцы, но и органы власти, включая налоговые службы.
«Мы тоже собираемся принимать этот документ. У Белоруссии уже есть такой положительный опыт. Несомненно, эта система будет работать и в России», — заявила она. Представитель ФНС добавила, что в ведомстве ждут положительного решения данного вопроса по линии Минтранса.
«Переход на цифровой документооборот поможет бизнесу стать более прозрачным, быстрым и снизит его затраты».
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями «Деловых линий» Александр Лашкевич в очередной раз обратился к теме нехватки профессиональных водительских кадров в отрасли. По мнению эксперта, вопрос профессионального кадрового обеспечения затрагивает всех участников сферы грузовых автоперевозок.
«Молодежь в профессию не идет, а «старички» никому не нужны», — констатировал эксперт. Представитель «Деловых линий» заявил о необходимости усилий по исправлению ухудшающейся ситуации — как со стороны государства (повышение престижа профессии, меры в области системы образования), так и со стороны бизнеса (самостоятельная подготовка кадров). Одновременно топ-менеджер поделился опытом обучения водителей большегрузов на базе компании.
По общему мнению участников, прошедший двухдневный форум выдался крайне насыщенным, абсолютно актуальным по содержанию и, главное, продуктивным для всех заинтересованных сторон: властей, бизнеса, общественных объединений. Следующая конференция пройдет в Москве в марте 2019 года.

Источник: news.ati.su